|
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙПРОФОРИЕНТАЦИИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дошкольный возраст особенно подходит для решения вопроса профориентации детей. Помня о том, что основной вид деятельности дошкольника — это игра, именно через нее ребенок знакомится, проживает роль той или иной профессии. Уже в раннем возрасте, малыш наполняет свое сознание различными представлениями о профессиях из рассказов родителей, из прочитанных ему книг, историй и т.д. А потом не задумываясь, ребенок проживает полученные знания в игре, тем самым как бы закрепляя ее на практике. Как правило, это профессии, которые входят в его непосредственное окружение: воспитатель, врач, продавец, водитель и другие знакомые не только по названию, но и по роду их деятельности. Именно поэтому важно, как можно разнообразнее создать мозаику впечатлений о мире профессий, чтобы ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Следует учесть, что такая работа должна быть систематизированной и целенаправленной. Целью профориентации дошкольников в нашем саду является: расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых. Задачи по формированию элементарных представлений у дошкольников о мире профессий: - развитие положительного отношения к трудовой деятельности; - расширение кругозора и познавательного интереса детей; -формирование желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий; -помощь в выявлении своих стремлений, желаний и наклонностей в выборе профессии. Для достижения поставленной цели педагоги используют разнообразные формы и методы работы. Уже с младших групп дети охотно играют и закрепляют свои знания в уголках профессий: это и магазинные лавки, и парикмахерские, больницы и автомастерские, пожарные части и зоомагазины. Литературные уголки богаты произведениями о профессиях: стихи, пословицы, поговорки, альбомы с картинками и фотографиями и профессиях, орудия труда и результаты. Одной из форм работы является экскурсия. Экскурсии по родному детскому саду могут познакомить детей с разнообразными профессиями и людьми, чью работу можно наблюдать каждый день: повара, медицинский работник, дворник, прачка, бухгалтер и помощник воспитателя. Важно обращать внимание детей на окружающую обстановку, на тех людей, которые работают рядом, призывать ценить и уважать труд других. Самые впечатлительные и запоминающиеся экскурсии – экскурсии за пределами детского сада. Пожарная часть с большими красными машинами – любимый поход для мальчишек. Полиция восхищает детей служебными собаками, а инспектор ГИБДД не только подробно показывает патрульную машину, но и разрешает участвовать в проверке документов водителей. А экскурсия в школу дает не только знания об учителях, но и возможность почувствовать себя чуточку взрослее, как школьник. В современном мире, благодаря возможностям Интернета, мы стали редко пользоваться услугами почтовой связи. Наши дети не представляют, как выглядит современный почтальон, многие вообще ни разу не бывали на почте! Поэтому малопонятными и чужими для них остаются замечательные произведения, связанные с почтой. Чтобы помочь «освоить» почту, разобраться, зачем она нужна и как работает, была организована экскурсия для старших дошкольников на почту. Здесь ребят познакомили с сотрудниками, их каждодневной работой и обязанностями, показали, как много необходимо сделать, чтобы письмо или газеты дошли до адресата. Еще одна из форм знакомств с профессиями: беседы с интересными людьми. Периодически для детей старших групп организуются встречи, где в доступной форме взрослые гости рассказывают о своей работе: работа пожарного инспектора, полицейского, летчика с его рассказами о самолетах, бывшего военного, парикмахера и многие другие. Для успешного решения задач помогает работа с родителями: родительские собрания, анкетирование, беседы, совместный труд на участках. Папы охотно откликаются на различные акции: «Скворечник для птиц», «Лучшая кормушка на участке», «Снежные постройки». Такие мероприятия учат детей доводить начатое до конца, формируют ответственность за выполнение трудовых поручений, воспитывают уважение к труду взрослых, укрепляет взаимоотношение отцов и детей. Усилиями родителей были пополнены «уголки ряженья» коллекциями костюмов по профессиям: почтальон, полицейский, врач, пожарный, пекари, пасечник, парикмахер. Для закрепления полученных знаний и анализа результативности проведенных мероприятий, с детьми проводятся творческие занятия, где они в рисунках или поделках могут отобразить свои впечатления о той или иной профессии. На ближайшее время, по инициативе и задумке педагогов, запланировано и находится в доработке познавательно-развлекательная программа по профориентации «Кем быть?», где в игровой форме дети смогут познакомиться с разнообразием трудовой деятельности взрослых, расширить и обобщить представления о трудовых действиях, орудиях труда, «попробовать» все прелести и трудности разных профессий в небольших испытаниях.
ИГРОВЫЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ |
|